Правила и способы возврата билетов РЖД через кассу и онлайн

Многие граждане предпочитают заранее покупать проездные билеты, планируя какие-либо поездки. Но нередко планы меняются из-за разных непредвиденных обстоятельств. В результате люди опасаются потерять средства, потраченные на покупку билета РЖД.

На самом деле по закону граждане имеются право сдавать купленные билеты обратно, но при этом учитываются некоторые нюансы и правила.

Можно ли возвращать билеты РЖД?

Если человек приобрел билет на поезд, но по различным причинам не может им воспользоваться, то на основании Приказа Минтранса разрешается вернуть данный билет оператору. Но процедура выполняется исключительно до отправления поезда.

Не всегда возвращается полная сумма, так как размер выплаты зависит от конкретного момента, когда происходит сдача проездного билета.

Чем меньше дней остается до планируемой поездки, тем на меньшую сумму может рассчитывать гражданин.

Правила и основания для возврата

Процесс зависит от того, каким способом выполняется возврат. Например, если имеются электронные билеты, то целесообразно отменять поездку через сайт РЖД. При наличии бумажных документов актуально обращаться в кассу организации.

При выполнении процесса не требуется даже говорить о причине, поэтому вернуть проездной билет можно по различным основаниям, к которым относится отмена командировки, выявление серьезного заболевания или иные ситуации.

Нюансы для электронных билетов

Хотя на сайте РЖД регулярно вносятся изменения в правила сотрудничества с покупателями, но некоторые нюансы остаются неизменными на протяжении многих лет. Чтобы вернут электронный билет на поезд, учитываются правила:

  • отказ от документа осуществляется через кассу предприятия или на сайте;
  • для этого потребуется паспорт гражданина, а также номер купона;
  • билет будет аннулирован стандартным образом;
  • если отмена выполняется в первые три часа после покупки, то при таких условиях возвращается полная сумма.

Могут иметься уникальные особенности для международных поездов.

Если покупается билет в страну СНГ, то сдать билет можно максимально за час до отправки состава. Если же направляется поезд в страны Европы, то процедура выполняется не позже, чем за 6 часов до отправки. Если гражданин упустил время, то ему придется обращаться к руководству РЖД с претензией или вовсе решать вопрос в судебном порядке.

Через кассу

Если покупается бумажный документ через кассу, то и возвращать его придется таким же способом. Кассой можно воспользоваться и для сдачи электронного билета. Для этого придется предварительно получить бумажный бланк. При этом не имеет значения, имеется ли у человека возможность для посещения вокзала.

Если человек не успевает приехать на вокзал в установленные сроки, но при этом у него имеются уважительные причины, то можно подать претензию руководству РДЖ или возместить финансовые потери через суд.

К правилам использования кассы для возврата билета относится:

  • можно обращаться в любые кассы, если куплен билет на поезд, который осуществляет перевозки по России;
  • если куплен билет на поезд, проезжающий границу между Россией и другими странами, то придется обращаться в международное отделение;
  • средства возвращаются таким же образом, каким оплачивался билет;
  • если использовалась безналичная оплата, то гражданин получает деньги на карту, причем сотрудники не могут нарушить закон и выдать наличные купюры, так как за такое нарушение специалисты несут административную ответственность;
  • на основании внутренних распоряжений организации для получения денег гражданин должен прийти в кассу лично, поэтому у него должен иметься при себе паспорт;
  • достаточно только передать паспорт и назвать номер купленного ранее билета;
  • допускается воспользоваться помощью представителя, но у него должна иметься при себе заверенная нотариусом доверенность.

Если человек предпочитает часто путешествовать на железнодорожном транспорте, то целесообразно завести аккаунт на сайте РЖД, чтобы покупать, обменивать или возвращать билеты дистанционным способом.

Через сайт РЖД

Если изначально покупались электронные билеты, то их допускается отменять непосредственно на сайте организации. Но если покупалось сразу несколько мест, то иногда можно отменить только полностью весь заказ, а не отдельные талоны. Например, если выкупается купе в «Сапсане», то придется отменять заказ на все посадочные места, оплаченные с одного аккаунта. Это же касается двух мест в классе «Люкс», где предлагается бизнес-обслуживание и другие преимущества.

Если уже прошла электронная регистрация, но человек по разным причинам принимает решение отменить поездку на поезде, то он сможет вернуть потраченные средства только при выполнении всех условий:

  • если аннулируется поездка «туда-обратно», то последовательно сдается обе брони, причем сначала «обратно», а только после этого «туда»;
  • разрешается отмена абсолютно любого документа независимо от места отправления и назначения;
  • невозможно вернуть только билет «туда», оставив «обратно»;
  • перед началом процесс учитывается, что если имеется бумажный бланк, то все действия могут выполняться исключительно через кассу, так как соответствующая услуга на сайте исчезает после регистрации бумажного бланка;
  • на маршрутах внутреннего следования можно вернуть деньги за час до отправления состава;
  • если планируется поездка на международном поезде дальнего следования, то возвращаются средства максимально за 6 часов до отправления.

Непосредственная процедура сдачи билета через сайт делится на этапы:

  • первоначально необходимо авторизоваться в личном кабинете, для чего открывается сайт http://pass.rzd.ru, а также вводится логин и пароль;
  • выбирается раздел «Мои заказы»;
  • изучается перечень всех купленных билетов;
  • нужно найти дату, на которую приобретен текущий билет;
  • запрашивается статус документа;
  • всплывает новое окно, где будет иметься кнопка, позволяющая отменить бронь;
  • появляется сумма, которая будет возвращена после подтверждения отмены;
  • нажимается кнопка «Ок»;
  • возникает уведомление, что бронь отменена, а также появляется возможность сохранить или распечатать купон возврата.

Только после совершения этих действий можно покидать сайт организаций. Средства в указанном размере будут перечислены на ту же карту, откуда они списывались при покупке билетов.

На сайте предлагается возможность даже корректировать купленные места, поэтому целесообразно регулярно пользоваться личным кабинетом, упрощающим взаимодействие граждан с представителями РЖД.

Единственный недостаток заключается в том, что на сайте не получится обменять документы. Поэтому если нужно изменить дату поездки, то придется сначала через кассу сдавать текущий билет, а после заказывать новый. При сдаче талона гражданин теряет право на отмену своего решения и возврат первоначального документа. Поэтому нужно хорошо подумать, прежде чем совершать опрометчивые действия.

Возврат талона, купленного в кассе

В кассе предлагаются исключительно бумажные документы, подтверждающие покупку места в составе. Поэтому и их возврат допускается только таким способом, поэтому не получится воспользоваться сайтом учреждения. Для выполнения процесса потребуется следующая документация:

  • непосредственный билет, причем необходим только его оригинал, так как копии не принимаются;
  • паспорт покупателя, который демонстрировался кассиру во время покупки;
  • если процесс выполняется доверенным лицом, то у него должен иметься не только паспорт, но и грамотно сформированная доверенность, которая предварительно заверяется нотариусом.

Деньги возвращаются исключительно тем же методом, которым они вносились в кассу во время совершения покупки. Если человек пользовался пластиковой карточкой, то деньги переводятся только на нее, а не выдаются в виде бумажных купюр. Поэтому придется подождать, когда работники банка совершат операцию, причем нередко процесс занимает несколько дней.

Что делать, если билет покупал другой человек?

Пассажиры часто интересуются у кассиров возможностью покупки талона на другого человека. Такая возможность действительно существует, но для этого у гражданина должна иметься нотариально заверенная доверенность.

Допускается пользоваться одним личным кабинетом, например, родственники или близкие друзья могут передавать друг другу логины и пароли. Если покупался талон через сайт, то любой человек, имеющий доступ к личному кабинету, может отменить бронь. Для этого нужно авторизоваться и выбрать соответствующий раздел. Указывается номер заказа и личные данные пассажира.

Если же покупались билеты непосредственно через кассу, то и возврат средств возможен исключительно таким способом. Процедура может выполняться только самим покупателем или его официальным представителем.

Как поступить, если билет покупался за бонусы?

РЖД предлагает людям, которые регулярно путешествуют с помощью железнодорожного транспорта, накапливать специальные бонусы. Они применяются при последующих покупках билетов, что позволяет значительно снизить стоимость поездки. Баллы по системе «РЖД бонус» накапливаются за каждую поездку.

Программа действует как при поездках внутри России, так и при использовании услуг железнодорожного транспорта дальнего международного следования.

Начисляются бонусы даже при использовании услуг или покупке товаров у партнеров РЖД. Если человек для приобретения талона пользуется бонусами, то у него возникает вопрос о том, как возвращаются средства за этот билет, если приходится отменить поездку. На самом деле можно вернуть такой билет, причем выполняются для этого стандартные действия. При этом учитываются нюансы:

  • после отмены моментально в системе РЖД появляются освободившиеся места;
  • деньги возвращаются в течение более длительного времени, причем срок варьируется от 5 до 30 дней, если они перечисляются на карту;
  • если использовался наличный способ оплаты, то через кассу можно сразу получить ранее внесенную сумму;
  • бонусы появляются в личном кабинете буквально в течение 10 минут после отмены брони;
  • накопленные баллы возвращаются в полном размере, поэтому не взимается какая-либо комиссия;
  • если человек сдает билеты с опозданием, то велика вероятность, что он не сможет получить всю сумму, но бонусы всегда возвращаются до последнего балла.

Использование бонусов для покупки билета выгодно тем, что если резко придется менять планы, то можно вернуть все баллы, причем даже в случае, если процедура выполняется после отправки состава.

Возвращаются ли деньги после отправления поезда?

Если человек не успел вернуть талон хотя бы за час до отправления состава, то все равно можно сдать документы. Неиспользованный билет возвращается в течение 12 последующих часов. Процедура выполняется исключительно через кассу РЖД.

При таких условиях удерживаются обязательные сборы и штрафы. Если с момента отправки состава прошло больше 12 часов, то гражданин не сможет рассчитывать на какую-либо выплату. Но он может составить претензию или обратиться с иском в суд. Это актуально, если гражданин сможет доказать наличие уважительных причин для такого опоздания.

Сколько теряешь денег при возврате

Если неожиданно отменяется поездка, то можно все равно вернуть деньги за билеты РЖД. Не всегда получается вернуть всю сумму, поэтому финансовые потери зависят от даты сдачи талона.

При сдаче документа человек получает меньше средств, чем уплачивалось при его покупке.

Точная потеря определяется индивидуально для каждого клиента, для чего учитывается дата отправки поезда. Дополнительно вычитается обязательный сбор, размер которого в 2020 году составляет 192 руб. 70 коп. К другим финансовым расходам относится процент, который взимается за предварительную продажу талона. Взимается и сервисный сбор, но его размер зависит от категории вагона, в котором куплен билет.

Если деньги возвращаются безналичным методом на карту, то дополнительно оплачивается банковская комиссия. Если карточка принадлежит электронной системе, то у нее могут иметься собственные комиссионные сборы. Поэтому определить точный размер потери довольно сложно, но нужно подготовиться к тому, что возвращается не вся потраченная сумма.

Если обращаться за деньгами за 2 часа до отправки поезда по России, то возвращается вся сумма за минусом обязательных сборов и комиссий. Если человек опаздывает, то обычно выдается 50% от изначальной стоимости талона.

Сроки возврата

Представители РЖД перечисляет деньги за отмененную бронь мест в поезде в срок от 5 до 30 дней. Такой период не нарушает требования законодательства. Отсчет начинается с момента, когда работники РЖД зарегистрировали отказ от талона со стороны клиента. При этом не имеет значения, каким способом пользовался гражданин.

Если клиент не получает деньги спустя 30 дней, то целесообразно обратиться с запросом в банк, где оформлена банковская карта.

Такие сроки относятся только к ситуациям, когда для оплаты билетов применялся безналичный расчет. Если человек покупал билеты в кассе, внося наличные деньги, то при обращении к кассиру он сразу получает свои деньги, теряя только обязательные сборы и комиссию. Так как независимо от времени отмены брони гражданин все равно теряет определенную сумму, то желательно заранее разобраться в том, когда наиболее выгодно сдавать билеты.

Составление претензии

Если человек опоздал с отменой брони, поэтому после отправки поезда прошло больше 12 часов, то вернуть хотя бы часть потраченных денег можно только на основании претензии или судебного решения. Сначала надо попытаться решить вопрос досудебным способом. Для этого подается грамотно сформированная претензия, причем ее нужно передать лично кассиру, так как на сайте отсутствует форма для такого обращения.

Гражданин может требовать возврата суммы только при наличии веских оснований для опоздания. Сюда относятся следующие ситуации:

  • у человека выявили серьезное заболевание, что подтверждается медицинскими справками;
  • гражданин обращается за деньгами в течение 12 часов после отбытия поезда;
  • клиент попал в автомобильную аварию, поэтому не смог вовремя попасть на вокзал, что можно доказать справкой из ГИБДД;
  • имеются другие уважительные причины, которые подтверждаются официальными документами.

Если представители РЖД соглашаются с тем, что у человека имеется право на возврат денег, то средства возвращаются в наличной или безналичной форме. Подать претензию можно в течение 6 месяцев после возникновения происшествия. Решение по таким обращениям принимаются в течение 30 дней. Заявление составляется в свободной форме, но в нем указывается номер билета, дата отправки поезда и причина опоздания. К претензии прикладываются документы, подтверждающие правоту гражданина. Обычно для этого используются медицинские справки.

Если РЖД принимает отрицательное решение по такой претензии, то его можно обжаловать в судебном порядке.

Заключение

Любой человек может вернуть билеты РЖД, получив за них плату, но за минусом обязательных сборов и комиссий. Точный размер суммы зависит от срока, когда человек возвращает талон. Процесс может выполняться через кассу или официальный сайт организации. Если человек опоздал на поезд по уважительным причинам, которые может доказать документально, то он может получить некоторую часть суммы, потраченной на покупку билета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: